konrad1975 (konrad1975) wrote,
konrad1975
konrad1975

Categories:

Строительная жертва

Здесь мы имеем один из тех случаев, когда жестокий обычай оказывается одинаково свойственным как полудиким племенам, так и культурным европейским народам. Факты в данном случае настолько показательны, убедительны и многочисленны, что о противопоставлении «культурных» и «бескультурных» народов не может быть никакой речи. Это было у всех и очень массово.


У европейских народов очень распространены предания и о людях, которые были заживо замурованы в фундаментах или стенах разных построек, особенно же средневековых замков и городских крепостей. Эти легендарные сказания вполне реалистичны, саги эти некогда соответствовали действительности. О реалистичности их свидетельствуют как археологические раскопки на месте разрушенных сооружений, так и сохраняющиеся до наших дней пережиточные обряды.

Еще в1928 г. немецкий этнограф Р. Штюбе писал о данном обычае. «Строительная жертва — это обычай, распространенный по всей земле и у народов всех культурных ступеней. Мы находим его в Китае, Японии, Индии, Сиаме, на о. Борнео, в Африке, у семитов, в Новой Зеландии, на о. Таити, на Гавайских и Фиджийских островах и у чибчей Южной Америки. У всех европейских народов он был распространен в средние века и под разными формами жив еще до наших дней — в отдельных обрядах» [Stübe 1927, S. 962].

Выяснить происхождение и древнейшую историю европейского обычая замуровывать живых людей в фундаменты построек сложно. По общему мнению, рассматриваемый обычай гораздо древнее каменных построек и представлений об арендной плате за землю.

Почти в каждом старом сборнике саг и других фольклорных материалов разных европейских народов можно встретить рассказы о замуровании, о заживо похороненных людях. Яков Гримм в своей «Немецкой мифологии» 1835 г. собрал немало фактов из прошлого европейских народов, а Рих. Андре в 1878 г. присоединил к европейским сагам параллели из Африки, Азии и с островов Океании. Наиболее частою и обычною «жертвою» в Западной Европе были дети. «На протяжении всего, средневековья и до новейших времен, — писал Андре, — повсюду живет и распространена сага о невинных детях, которых замуровывают вфундаменты домов, о разведенном на крови мальчиков растворе для строек.

В Баварии, недалеко от гор. Ансбаха, в деревне Фестенберг сохранялись развалины старого замка, принадлежавшего в самом начале средних веков знатному роду Vestenberg. В 1855 г. местная 80-летняя старуха рассказала об этом рыцарском замке следующее. Когда его строили, то сделали в стене особое сиденье, куда посадили ребенка и тут замуровали. Дитя плакало, и, чтобы его успокоить, ему дали в руки яблоко.

В Тюрингии прежде был город Либенштейн, в стены которого при постройке их была замурована живая девочка. Маленькую девочку купили для данной цели у матери-бродяжки. Близкую к этой сагу рассказывали также и об основании теперешней датской столицы, города Копенгагена.

Судя по местным легендам, и в Грузии, на Кавказе, некогда был обычай — при закладке здания, особенно же крепостных стен или башен, зарывать под фундаментом человека.

Дети — частая строительная жертва в других странах света. В Сенегамбии встарь перед главными воротами города зарывали иногда живыми мальчика и девочку, король Бамбарра велел выполнить такую жертву в большом масштабе. Такая же жертва была совершена при основании города в Верхней Гвинее и в других местах.

У славянских народов,замуровывали в новостройках не детей, а молодых женщин. В отличие от прочих европейцев, строительною жертвою становился большей частью первый проходящий мимо. Саги говорят чаще о молодых женах. О покупке жертв нет сообщений.
В Болгарии, как и в Сербии, строительными жертвами служили молодые женщины.

По словам византийской хроники Малалы, Александр Великий при основании города Александрии принес в жертву девицу Македонию; Август при основании Анкиры — девицу Грегорию; Тиверийпри постройке большого театра в Антиохии— девицу Антигону;Траян, восстановляя после землетрясения разрушенный город Антиохию, принес в жертву красивую антиохийскую девицу Каллиопу.

Древнехристианский номоканон гласит: «При постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в фундамент. Кто положит человека в фундамент, тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или быка, или козла» [Sartori 1898, S. 8]. Таким образом, христианское церковное право не отвергало всего обычая в целом, а только требовало замены человеческой жертвы домашним животным.

Говорятся и о человеческой крови вообще, которою орошается фундамент новостройки. Подобное часто встречается в Англии. Равным образом, у тлинкитов Северной Америки, когда главарь строит себе новый дом, то он сперва удушает одного из своих рабов и его кровью напитывает место постройки [Кгаизе 1885, 8.162].

В Риме, при раскопках Капитолия, была найдена человеческая голова. При разрушении западноевропейских старинных построек в стенах их вообще часто находили скелеты людей.

источник: http://ec-dejavu.net/b/Bauopfer.html
Tags: интересно, история, тёмная история
Subscribe

  • Селекция и отбор 2

    Только написал пост про селекцию и отбор в наших еб*нях и почти сразу встретилась информация о 50 самых высокооплачиваемых, извиняюсь за выражение,…

  • Средневековье лайт

    Про наши места пишет. Я к себе только 5 фото и часть текста перенёс, а вот тут пост полностью, там фото и текста больше:…

  • Почему Бог уничтожает хороших людей

    Почему Бог уничтожает хороших людей? Почему Он буквально издевается над ними, обильно посылает болезни, скорби и всякие мерзости? При этом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments