konrad1975 (konrad1975) wrote,
konrad1975
konrad1975

Categories:

Тут в 1916 году грамотные составляли всего 13% от всех жителей

В начале XX века на территории нынешнего Молчановского района Томской области открылось, в основном на средства казны, несколько новых начальных школ: Колбинское одноклассное училище (1907 г.), Тунгусовское двухклассное училище (1911 г.), Сарафановское одноклассное училище (1911 г.), Знаменское одноклассное училище (1912 г.), Соколовское одноклассное  училище (1914 г.). Основными предметами в школах были  Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, арифметика, чистописание. Кроме того, полагалось 3 часа на церковное пение и там, где возможно, преподавалась гимнастика (строевые занятия). Также учащиеся должны были выучить более 20 молитв. Уровень грамотности оставался довольно низким. Например, в Молчанове в 1916 году грамотные составляли всего 13% от всех жителей.

Забавно, но к моменту Октябрьской революции тут почти 90% населения даже читать не умели.
Далее ещё чуть истории про школы в Томской области.

О том как обстояли дела  в дореволюционной школе на самом деле можно судить по воспоминаниям современников. Известный сибирский публицист, писатель, один из идеологов сибирского областничества  Н. М. Ядринцев отмечал  в своих воспоминаниях суровую систему наказаний провинившихся учеников в Томской  гимназии и грубые нравы, господствующие в ней: «Расправа была жестокая, грубая, – писал он, – секли учеников в прежние времена до 7 класса и секли как секут крестьян». Учителя, по его словам, часто садили учеников на окно караулить инспектора, а сами уходили пить водку и завтракать в сторожку»[2]. Положение в сельских школах было еще суровее.

Большое влияние на развитие культуры села оказали тогда ссыльные большевики. Общаясь с молодёжью, они организовывали художественную самодеятельность, устраивали различные вечера, танцы, чтение книг. Несмотря на строгий запрет полицейских властей, они обучали крестьянских детей грамоте в Молчанове, в Майкове. Так, в октябре 1916 г. ссыльный М.П. Евдокимов организовал начальную школу в переселенческом  посёлке Свежая Гарь (позже деревня Фёдоровка Тунгусовского сельсовета). Крестьяне собрали деньги на покупку учебников, тетрадей, карандашей, сами смастерили парты. Школа располагалась в частном доме. После подавления Первой русской революции 1905-1907 гг. увеличился приток политических ссыльных.

В 1916 г. только в селе Молчанове было определено на жительство около 100 человек.
Среди них – участники и руководители  революционного движения в европейской части России, видные деятели большевистской партии: Ю.К. Данишевский, К.И. Ильмер, К.К. Саулит, Н.К. Янсон, А.Г. Дубельштейн, А.М. Дижбит, И.И. Валиков и др. Они многое делали для повышения образовательного и культурного уровня населения. Политические ссыльные приняли активное участие в пополнении книгами фонда Молчановской библиотеки.

После установления советской власти зимой в селе Молчаново, в бывшем доме купцов Сергеевых, была открыта первая начальная школа, где обучение велось 4 года. Позже в этом доме размещался интернат, а затем – Дом пионеров.  В первое десятилетие советской власти в районе были преобразованы и открыты 16 едино-трудовых школ первой ступени. Об этом свидетельствуют материалы Всесоюзной школьной переписи, которая проводилась в 1927г.[13]

В документах перечислялись все школы района, (старые дореволюционные и открытые при советской власти) с указанием даты открытия, количества обучающихся в них и бюджета этих школ. Вот эти школы: Молчановская (1875 г.) с количеством учащихся 139 чел. и бюджетом 2150руб. 25коп.; Максимовская (1923 г.) /36/ — 777 руб. 07коп.; Майковская (1920 г.) /41/ — 698-50; Могочинская (1922 г.) /105/ — 2385-00; Соколовская (1914 г.) /60/ — 786-85; Гришинская (1921 г.) /62/ — 672-12; Сарафановская (1911 г.) /57/ — 658-00; Тунгусовская (1911 г.) /126/ — 1311-11; Нижне–Тювинская (1922 г.) /40/ — 687-13; Колбинская (1907 г.) /83/ — 712-93; Амбарцевская (1891 г.) /73/ -752; Коломинская (1926 г.) /62/ — 2130-50; Захаровская (1920 г.) /26/ — 699-90; Золотушевская (1926 г.) /42/ — 683-20; Салтыковская (1926 г.) /32/ — 564-30; Петропаловская (1926 г.) /63/ — 1038-27. В каждой из вышеперечисленных школ обучались дети из близлежащих деревень и хуторов.

Первым шагом советской власти стала работа по приобщению к грамоте. В труднейшее время после Первой мировой и гражданской  войн, советская власть стремилась создать условия для получения образования широким слоям населения и прежде всего детям. Конечно, открывающиеся школы не отвечали требованиям сегодняшнего дня, но в тот период это был шаг вперед.

Из отчёта учительницы Сарафановской школы Е. Журавлевой  от 29 ноября 1924 г.: «Настоящим довожу до сведения УОНО, что 7 ноября в день октябрьской революции в Сарафановском училище был поставлен спектакль по пьесе «Ночное». Перед спектаклем было выяснено значение этого дня, а по окончании  устроены игры для взрослых»[24].

По данным архива Томского обкома ВЛКСМ, 14 октября 1923 года в Молчанове была создана комсомольская организация, первоначально она состояла из 14 человек. Первым секретарём райкома единогласно был избран Петр Михайлович Сысоев. В январе 1924 года организатором РКСМ по Молчановской волости был назначен Воротников, позднее он работал на Могочинском лесозаводе.

Первые пионерские отряды организовались в районе в январе 1925 года. 15 апреля 1925 года для руководства пионерским движением в Молчанове было образовано райдетбюро. В начале 1927 года появились первые октябрятские группы.

В отчете о работе школ Молчановского района за 1940-1941 учебный год мы находим данные о средних, неполных средних и начальных школах. В районе в 1941 г. были 2 средние, 4 неполных средних и 36 начальных школы, в которых обучались 5058 учащихся[29]. Несмотря на трудности, учителя школ сумели выполнить свою задачу. Они сумели передать своим ученикам всю систему ценностей, которую в течение столетий создавали лучшие представители человечества. Перед школьниками, благодаря им, открылись неведомые ранее перспективы образования и жизненного успеха.

Из молчановских школ немало учителей ушло на фронт, некоторые из них погибли. В послевоенное время в школах района трудились многие участники Великой Отечественной войны.

В военный период все школы продолжали работать, даже открывались новые начальные школы, но общее количество учеников в районе сократилось. В информационном отчёте о работе школ Молчановского района за 1943–44 учебный год отмечалось: «В районе 44 школы: начальных школ — 44, неполных средних — 4, средних — 2.В начале учебного года было 3924 учеников. Выбыло учащихся за год — 793, в т. ч. не охвачено — 130 человек. Количество учащихся на конец года — 3131.Причины отсева и неохвата:


  1. Отдаленность школы от дома – 22 ученика.

  2. Устроились на работу – 79 учеников.

  3. Домашние работы — 30 учеников.

  4. Длительная болезнь — 135 учеников.

  5. Переростки — 130 учеников.

  6. Уход в РККА — 25 учеников.

  7. Отсутствие одежды и обуви -71 ученик.

  8. Немцы и бессарабцы – 40 учеников.

  9. Переезд родителей -248 учеников.

  10. Прочие причины -11 учеников.[30


Далее в отчёте за 1943-1944 учебный год отмечается: «Исключительную роль в деле осуществления всеобуча сыграла организация горячих завтраков в школах. Горячие завтраки были организованы только в 8 школах. Другим школам не была оказана помощь общественными организациями  в организации горячих завтраков. Лучшими школами в деле осуществлении всеобуча являются Мадугинская, Федосеевская, Рождественская, Больше-Волокская, Смолокуровская и др. Худшими школами в деле осуществлении всеобуча являются: Амбарцевская, Троицко–Хуторская, Фоминская, Золотовская, Полозовская, Нижне–Тювинская, Прогрессовская, Фёдоровская, Сарафановская, Стреженская, Мадугинская, Нижне–Таткинская, Лысогорская.

Кроме халатного отношения руководителей с/Советов и колхозов к делу всеобуча, одной из основных причин неохвата и отсева является отсутствие одежды и обуви. По району промартелями должно было изготовлено кожаной обуви – 2400 пар, пимов — 300 пар, одеждой через торгующие организации должно быть снабжено 600 учащихся. План же обеспечения учащихся одеждой и обувью выполнен приблизительно на 10%. Второй причиной, мешающей осуществить всеобуч, является отсутствие горячих завтраков в школах. Горячие завтраки должны быть организованы за счет пришкольных подсобных хозяйств. Организованы же были только в 8 школах. Другие школы не организовали горячих завтраков из-за отсутствия продуктов питания или посуды. Общественность не помогла школам организовать горячие завтраки».[32]

В разделе отчёта: «Политико – массовая работа, помощь фронту» и  «Пионерская работа» отмечается, что эта работа выражалась в организации и проведении революционных праздников, проведении вечеров, выпуске боевых листов, организации лекций и докладов. Наиболее ярко политико–массовая работа выражалась в оказании помощи фронту. В отчёте подробно отмечается какая помощь была оказана школьниками фронту: «собрано 7184 кг смородины, 5200 кг шиповника, 290 кг лекарственных трав, грибов 2663 кг., ивового корья 40500кг., собрано металлолома 5100 кг, сдано пушнины — 6800 шт., 852 кг берёзовой почки, поймано и сдано 1173 кг рыбы, заготовлено дров — 3500 куб.м, собрано для аптеки пузырьков — 1270 шт. Помощь лесозаводам — 20445 ч/дней, помощь колхозам – 19318 ч/дней. Оказана помощь 98 красноармейским семьям. Школьники принимали участие в проведении текущего (25) и капитального (2) ремонта школ, ими было послано на фронт 74 посылки, собрано на выпуск боевой техники 16840 руб.».[33]

Многие учителя и ученики Молчановской и Могочинской школ были награждены медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».

В годы Великой Отечественной войны молчановские школы переживали трудные времена. Резко сократилось число учащихся: в 1943 г. обучалось 3700 детей, а в следующем – 3280. Старшие ребята пошли работать наравне со взрослыми, а часть ушли в ряды Красной армии.

В послевоенные годы положение в народном образовании в районе оставалось сложным: здания школ требовали ремонта, а средств не хватало. Но, несмотря на трудности, принимались меры по строительству новых школ в районе. Исполнительный комитет Молчановского райнного Совета депутатов трудящихся  разработал трехлетний план развития сети семилетних и средних школ с 1949-1950 по 1951-1952 учебные годы.

С изменением политической системы произошли изменения и в системе образования. В это время начался процесс «оптимизации» системы образования. В 2001 г. в районе работали 8 средних, 2 основных и 4 начальных школы, в которых обучалось 2905 учеников.

В настоящее время в Молчановском районе функционируют 11 общеобразовательных учреждений, из них 8 средних, 1 основная и 2 начальных школы, в которых обучалось в 2016-2017 учебном году 1551ученик. На протяжении ряда лет наблюдается снижение численности учащихся в связи с тяжёлой демографической ситуацией. Поэтому 6 из 11 общеобразовательных учреждений сейчас относится к малокомплектным школам.

В последние годы введено в эксплуатацию новое здание Наргинской средней школы(2010 г.), капитально отремонтированы средние щколы в п. Сулзат, Суйга, селе Тунгусово. На территории района работает ОГБУ начального профессионального образования «Профессиональный лицей №37» в с. Молчаново, осуществляющий подготовку специалистов рабочих профессий по трём направлениям: сельское хозяйство, транспорт, технология производства продукции. В районе работают три школьных музея: музей «Поиск» (Молчановская СОШ № 1), музей образования (МСШ №2), музей А.С. Пушкина (Могочинская средняя школа).

В районе в 1941 г. были 2 средние, 4 неполных средних и 36 начальных школы, в которых обучались 5058 учащихся.
В 2001 г. в районе работали 8 средних, 2 основных и 4 начальных школы, в которых обучалось 2905 учеников.
В 2016-2017 г. в районе работали 8 средних, 1 основная и 2 начальных школы, в которых обучалось 1551 человек.

С 2001 года по 2017 год количество детей в школах сократилось почти в два раза, с 2905 до 1551 человек. Такого даже в Великую войну 1941-1945 года не было.

источник, там больше текста:https://molchanovozemlyachestvo.wordpress.com/2017/12/27/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-2/#more-725

Tags: Россия, СССР, Сибирь, Томская область, интересно, история, школа
Subscribe

  • 15 апреля

    Целый день на ногах, общался с народом и фотографировал окрестности, погода солнечная, +12 в тени, даже лицо загорело как на швейцарском курорте.…

  • Коршуны и орлан-белохвост

    Вчера пытался снять двух орланов-белохвостов. Птицы здоровенные, размах крыльев больше двух метров и у нас тут как раз пара таких завелась, но они…

  • Финны и русские при царе

    При царе так со всеми окраинами было, поляки, прибалты, кавказцы, даже татары с украинцами жили богаче и лучше чем несчастные русские. Никакого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • 15 апреля

    Целый день на ногах, общался с народом и фотографировал окрестности, погода солнечная, +12 в тени, даже лицо загорело как на швейцарском курорте.…

  • Коршуны и орлан-белохвост

    Вчера пытался снять двух орланов-белохвостов. Птицы здоровенные, размах крыльев больше двух метров и у нас тут как раз пара таких завелась, но они…

  • Финны и русские при царе

    При царе так со всеми окраинами было, поляки, прибалты, кавказцы, даже татары с украинцами жили богаче и лучше чем несчастные русские. Никакого…