konrad1975 (konrad1975) wrote,
konrad1975
konrad1975

Петрушка /персонаж/

Петрушка — перчаточная кукла, персонаж русского народного кукольного театра, главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Происхождение этой куклы достоверно не прояснено, хотя в России Петрушки известны с XVII века. Внешность Петрушки странная: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно выглядит тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Вероятно внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. На руках у него по четыре пальца.

В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым, а это было необходимо для особой характерности персонажа, использовали специальный пищик. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, разговор с попом или барином, сцена с невестой, покупка лошади у цыгана, лечение и смерть Петрушки.

По одной из версий, показы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем, схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д..
Petrushka_s_dubinkoy

далее ещё чуть текста.

источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_(%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6)


Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка  осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он избивает цыгана, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим на земле.

Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, — кричал Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появляется квартальный. — «Ты зачем убил доктора?» Он отвечает: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака. Петрушка безуспешно просит помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить её кошачьим мясом. Собака хватает его за нос и уволакивает, а Петрушка кричит: — «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкает, что означает конец представления.

Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо, но из  записных текстов её убрала цензура.

Петрушка побеждал всех противников, кроме одного — Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод исследователям проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных народных богов, временами умиравших и воскресавших.


Tags: интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments