konrad1975 (konrad1975) wrote,
konrad1975
konrad1975

Categories:

Об изгнании людей из рая

Об изгнании из рая. Мотив был низкий, а образ действий неблагородный (Ц)

Был такой товарищ Фрезер Джеймс Джордж, он изучал религии разных народов по всем миру, очень в этом деле был человек опытный и открыл такое дело, что почти у всех народов основные мифы в главном совпадают и различаются только деталями. Создание человека, потоп и отношение с богами у всех в мифах очень схожии. И вот этот Фрэзер на основе своего опыта стал разбирать текст Библии и пытаться объяснять в огромном количестве имеющиеся там несуразности и нелепости происходивших событий. Даже книгу про это написал, мне там понравился момент про изгнание из рая.

Кому интересно полностью книга тут:http://az.lib.ru/f/frezer_d_d/text_1923_folk-lore-in-the-old-testament.shtml

Джеймс Джордж Фрэзер "Фольклор в Ветхом завете".

Несколькими штрихами автор Яхвиста мастерски изображает блаженную жизнь наших прародителей в счастливом саду, который бог устроил для их жилья. Но это счастливое время продолжалось недолго. Посреди сада росло древо познания добра и зла; бог запретил человеку употреблять в пищу плоды его, сказав: "...В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Но змей был коварен, а женщина слаба и легковерна: он убедил ее вкусить от рокового плода, а она дала его отведать своему мужу. Лишь только оба отведали этого плода, у них открылись глаза.

Далее текст одной из версий про происходившее там на самом деле.

В тот самый злосчастный день, когда спала полдневная жара бог по своему обыкновению совершал там прогулку в вечерней прохладе. Адам и Ева услышали его шаги и поспешили спрятаться за деревьями, боясь быть замеченными в своей наготе. Но бог подозвал их к себе и, узнав от сконфуженных супругов, что они не послушались его приказания и ели плоды от древа познания добра и зла, разгневался необычайно. Он проклял змея и навеки осудил его ползать на своем чреве, глотать прах земной и враждовать со всем родом человеческим; он проклял землю, назначив ей производить тернии и чертополох; он проклял женщину, осудив ее рожать детей в муках и быть у мужа в подчинении; он проклял мужчину и обрек его в поте лица своего добывать хлеб насущный, для того чтобы в конце концов возвратиться в прах, из которого он был создан. Истощив запас своих проклятий, вспыльчивое божество несколько успокоилось, но выгнало супругов из рая.

Весь этот рассказ вращается вокруг древа познания добра и зла, оно занимает, так сказать, центральное место на сцене, где разыгрывается великая трагедия, вокруг него группируются мужчина, женщина и говорящий змей. Но, присмотревшись внимательнее, мы видим еще одно стоящее рядом с первым посреди сада, притом весьма замечательное, дерево, ибо это не более и не менее как древо жизни, доставляющее бессмертие всякому, вкусившему от его плодов. Однако же это чудесное дерево не играет никакой роли во всей истории грехопадения человека. Можно свободно сорвать висящие на его ветках плоды, и доступ к нему не прегражден никакими запретами божества, но тем не менее никто не помышляет о том, чтобы отведать его сладких плодов и обрести вечную жизнь. Глаза всех действующих лиц обращены исключительно в сторону древа познания, а древа жизни как будто никто даже не замечает.

Только впоследствии бог вспомнил об этом чудесном дереве со всеми его бесконечными возможностями, стоящем посреди сада. И вот, боясь, что человек, вкусивший от одного дерева и уподобившийся через это богу в познании добра и зла, вкусит также от другого дерева и сравнится с богом в бессмертии, бог прогнал человека из сада и поставил стражу из ангелов с пламенеющими мечами, чтобы охранять доступ к древу жизни и таким образом пресечь возможность для кого бы то ни было отведать его волшебных плодов и обрести бессмертие.

По-видимому, общепризнанным является то мнение, что в рассказ о двух деревьях вкралось какое-то позднейшее искажение и что в первоначальной версии древо жизни играло не столь пассивную и чисто декоративную роль. Некоторые поэтому полагают, что первоначально существовали два различных предания о грехопадении: в одном из них фигурировало одно лишь древо познания добра и зла, а в другом - только древо жизни, что библейский автор довольно неуклюже соединил оба предания вместе, причем одно из них оставил почти без всяких изменений, а другое урезал и обкорнал почти до неузнаваемости. Возможно, что это так и было, но разрешение проблемы надо, пожалуй, искать в другом направлении.

В самом деле, создатель отнюдь не запретил человеку пользоваться древом жизни; стало быть, тем самым он ему это позволил делать, даже поощрял к тому, ибо совершенно ясно объявил человеку, что он может свободно есть плоды от любого дерева в саду, за одним лишь исключением древа познания добра и зла. Таким образом, посадив в саду древо жизни и не воспретив человеку пользоваться им, бог, очевидно, намеревался предоставить ему выбор.

Стало быть, мы можем предположить, что в первоначальной версии рассказа речь шла о двух деревьях - о древе жизни и о древе смерти; что человеку было предоставлено на выбор: либо вкусить от одного и получить в удел вечную жизнь, либо вкусить от другого и умереть; что бог, желая добра своему созданию, посоветовал человеку есть от древа жизни и предостерег его не есть ничего от древа смерти; что человек, соблазненный змеем, вкусил от пагубного древа и тем самым лишился бессмертия, которое приготовил ему благожелательный создатель.

Такая гипотеза имеет по крайней мере то преимущество, что она отводит одинаково важную роль обоим деревьям и делает весь рассказ простым, ясным и связным. Она избавляет от необходимости допущения двух оригинальных и различных преданий, которые затем будто бы были довольно грубо спаяны вместе каким-то неискусным редактором. Но гипотеза эта заслуживает предпочтения еще по другой, более серьезной причине. А именно она выставляет характер божества в гораздо более привлекательном виде: она снимает с него всякое подозрение в зависти и недоброжелательстве, чтобы не сказать, в коварстве и трусости - подозрение, которое под влиянием рассказа в книге Бытие так долго оставалось темным пятном на его репутации.

Ибо по точному смыслу этого рассказа бог не хотел дать в удел человеку ни познания, ни бессмертия и решил оставить эти прекрасные дары лишь для себя одного; он боялся того, что если человеку достанется одно из этих благ или оба сразу, то он станет равным своему создателю, чего бог ни в коем случае не мог допустить. Поэтому он запретил человеку вкусить от древа познания, а когда тот ослушался, бог выгнал его из рая и запер вход туда, чтобы человек не мог отведать плодов другого дерева и достигнуть вечной жизни. Мотив был низкий, а образ действий неблагородный.

Остается ответить на вопрос: почему змей обманул человека? Что побудило змея лишить человечество того великого преимущества, которое создатель решил предоставить ему? Библейский рассказ не дает никакого ответа на этот вопрос. От своего обмана змей не извлек для себя никакой выгоды; напротив, он много потерял, ибо был проклят богом и осужден с тех пор ползать на чреве и лизать земной прах. Но, может быть, его поведение не было так злостно и бесцельно, как это кажется на первый взгляд. Ведь нам известно, что змей был самое хитрое животное на земле, а в таком случае можно ли допустить, будто он проявил свою проницательность в том, что погубил всю будущность человека без всякой пользы для себя самого? Мы вправе поэтому предположить, что в первоначальной версии легенды он вполне оправдал свою репутацию, присвоив себе то самое благо, которое отнял у человеческого рода, а именно, уговорив наших прародителей вкусить от древа смерти, он сам вкусил от древа жизни и таким образом обрел бессмертие. Такое предположение является не столь странным, как сразу может показаться. Мы знаем немало сказаний у диких народов о происхождении смерти, где змеи пытаются перехитрить или запугать человека, чтобы присвоить себе предназначенное ему в удел бессмертие.

------------------------------------------------------------

В книге Фрезера ещё есть на эту тему и про многое другое по Библии.
Tags: интересно, люди, тёмная история
Subscribe

  • Прививки

    Читаю в блогах про прививки, вернее про их последствия. вот тут: https://julia-monday.livejournal.com/388173.html?view=6419533#t6419533 Сделала…

  • Без грибов

    Жара, почти +30 в тени. Народ пьёт, везде музыка, особенно "радует" когда ночью машины с музыкой едут одна за одной, ну или когда рядом…

  • Развлечения дня

    Днём был в лесу. По времени грибы уже должны были пойти, но нынче у нас всё позднее почти на две недели и ничего там нет. Было пасмурно, временами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • Прививки

    Читаю в блогах про прививки, вернее про их последствия. вот тут: https://julia-monday.livejournal.com/388173.html?view=6419533#t6419533 Сделала…

  • Без грибов

    Жара, почти +30 в тени. Народ пьёт, везде музыка, особенно "радует" когда ночью машины с музыкой едут одна за одной, ну или когда рядом…

  • Развлечения дня

    Днём был в лесу. По времени грибы уже должны были пойти, но нынче у нас всё позднее почти на две недели и ничего там нет. Было пасмурно, временами…