konrad1975 (konrad1975) wrote,
konrad1975
konrad1975

Categories:

Три аварии на трубопроводах

У нас тут с 70-х годов было три крупных аварии на трубопроводах. В 70-х технологии ещё не были отработаны и странно если бы аварий не было вообще, проложить на тысячи километров трубы диаметров 1420 миллиметров без брака очень сложно, тут может быть и заводской брак в самих трубах, и недостатки в работе сварщиков, и нарушение технологии укладки труб, и разрыв труб в морозы, да и много ещё чего. Но странно, что всё это происходило почти в одном месте, расстояние всего 20-30 км, а аварии там были как на нефтепроводах так и на газопроводах, то есть на независимых ветках, но почти в одном месте. Последняя крупная авария была по летом 1993 года, тогда столб дыма был заметен за 30-40 км. Насчёт вредительства я сомневаюсь, хотя и это возможно, но причина у такой аварийности именно этого участка трубопроводов должна быть.

Далее текст о устройстве советской власти и авариях на трубопроводах в Молчановском районе Томской области.


Источник текста тут:https://molchanovozemlyachestvo.wordpress.com/2019/09/16/%d0%b8%d0%b7-%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b9/#more-952


В семидесятые и последующие годы руководить районом продолжили первые секретари РК КПСС: Кетов Владимир Максимович, Ромашов Михаил Иванович, председатели райисполкома Извеков Геннадий Сергеевич, Разумов Николай Михайлович, Гришанин Александр Викторович.

Структура райкома состояла из бюро-11 человек, секретариата-3 , четырёх отделов: оргпартработы с сектором партучета-6, промышленно-транспортного-3, пропаганды и агитации-5, общего отдела. В численный состав аппарата райкома КПСС входили председатель партийный комиссии, 5 освобождённых секретарей парткомов и бюро Молчановского леспромхоза,  Усть- Чулымской сплавконторы,  совхозов «Молчановский», «Тунгусовский» и Могочинского лесозавода. Списочный состав работников аппарата составлял  34 человека.

Общий отдел был представлен заведующим, отвечающим за создание нормальных условий функционирования партийного аппарата, своевременную подготовку материалов к заседаниям бюро, информирование первичных парторганизации о принятых решениях и контроль за их выполнением, за прохождением письменных и устных обращений граждан. Отдел был укомплектован техническим персоналом: секретарь приёмной, машинистка,  бухгалтер, комендан, 2 шофёра, 2 уборщицы помещения, 2 ночных сторожа. Всего 11 человек.

Большой вклад в развитие демократических основ вносили районный комитет народного контроля, профсоюзные и комсомольские организации, общественные объединения, руководимые коммунистами.

На страже дисциплины, общественного порядка выступали административные органы, народные дружины, товарищеские суды, группы народного контроля, создаваемые на предприятиях и в организациях района.

На размеренный темп работы аппарата райкома, первичных парторганизаций, Советов народных депутатов врывались обстоятельства техногенного характера. Весеннее половодье, лесные пожары, ранние снегопады требовали незамедлительного вмешательства.

Так в апреле 1972 года при пробном запуске магистрального нефтепровода Стрежевое- Анджеросудженск на участке близ села Тунгусово, в распадке местности, труба диаметром 1420 миллиметров была проложена по поверхности и провисала.  Произошёл разрыв сварного шва. Поток вытекающей из трубы нефти обнаруженный проезжающий мимо водитель. Он и сообщил о случившемся в райком. Невероятно, но в этот момент в райком оказались только третий секретарь Ехлакова Анна Алексеевна и я- инструктор промышленно- транспортного отдела. Мы выехали к месту аварии. Ехлакова А. А. позвонила в Парабельское нефтепроводное управление и в обком КПСС. Были оповещены директора совхоза «Тунгусовский» и Усть- Чулымской сплавконторы.

Во избежание утечки нефти в реку Обь было принято решение перегородить лог снеговой дамбой, благо в логу было ещё достаточно снега. Мобилизованные из совхоза и сплавконторы бульдозеры работали всю ночь. К утру запруда была готова. По оценке специалистов управления, в запруду вытекло не менее двух тысяч тонн нефти. Использовать её на местные нужды не представлялась возможность так, как не было технических средств для откачки и хранения, да и в районе ни одна котельная не работала на жидком топливе. Один способ утилизации- сжигание на месте.

Эта авария натолкнула на мысль провести обследование всей трассы трубопровода в пределах границ района группой специалистов знакомых с геодезией для выявления возможно опасных мест. Таких нашлось четверо из строительных организаций ПМК- 938 и РСУ-16, которых развезли по трассе примерно через 10- 12 км друг от друга.

Владимир Максимович Кетов изъявил желание лично принять участие в этом. Мы взяли на себя 15ти километровый участок трассы от задвижки на границе Молчановского и Чаинского районов до перехода трубопровода через речку Татош.

К концу рабочего дня все участники мероприятия собрались в кабинете у Кетова с докладом увиденного.

Начальник РСЧ- 16 Третьяков Николай Абрамович доложил, что на участке закрытого в траншее трубопровода он обнаружил выход нефти на поверхность.

Кетов В. М. , Третьяков Н. А. и я незамедлительно выехали на место. Действительно, примерно на стометровом отрезке были следы нефти. Об этом Кетов оповестил Парабельское управление и обком партии необходимо было определить место утечки.

С помощью райвоенкомата удалось срочно мобилизовать в райцентре десятка два резервистов. Решено было пробивать через каждые 5 метров с обеих сторон трубы шурфы. Задача оказалась сложной. Полутораметровый слой мёрзлой земли не поддавался ни лопате, ни лому. Работали всю ночь при свете автомобильных фар. Только к утру смогли установить место течи. Пригнали экскаватор, из Парабели прилетела аварийная бригада с оборудованием.

Экскаватор не смог врезаться в грунт. В помощь к нему из Кривошеино, с базы трубопроводчиков, привезли тяжёлый бульдозер, оборудованный гидроклином для вспарывания тяжёлых грунтов.

Во второй половине дня к месту аварии прилетели министры Министерства нефтегазовой промышленности Оруджев Сабит Атаевич и Министерства по строительству нефтегазовых предприятий Кортунов Алексей Кириллович, секретарь Томского обкома КПСС Судобин Григорий Николаевич.

Кортунов А. К. по приветствовав присутствующих, обратился сначала к начальнику ОРСа с вопросом как он организовал питание работающих, а уж затем к руководителю управления по процессу устранения аварийности. Удивляло то, как непринуждённо Кортунов разговаривал с аварийной бригадой, будто он с ними давно знаком. К вечеру труба была вскрыта. Оказался заводской брак (закат окалины), не обнаруженный техническим контролем.

Одновременно с прокладкой трубопровода возводился комплекс нефтеперекачивающей станции.

В целях ускорения темпов строительства на объект прислали дополнительную рабочую силу из числа лиц, отбывающих срок за незначительные уголовно-наказуемые проступки.

Для их размещения на окраине Молчаново было построено временное жильё, отвечающим всем бытовым условиям.

Контроль за соблюдением осуждёнными правопорядка возлагался на районный отдел внутренних дел, что для сотрудников сказалось дополнительной головной болью.

В апреле 1975 года станция вошла в строй действующих.

Прокладка трубы газопровода в границах района прошла в след за нефтепроводной.

Беда случилась в июле 1976 года при запуске Парабельской газокомпрессорной станции и в связи с этим испытании магистрали повышенным давлением в 60 атмосфер.

В траншее, на переходе через полевую дорогу, неподалёку от НПС произошёл разрыв трубы и воспламенение газа.

Горящий факел был виден за десятки километров. Это произошло к концу рабочего дня. Руководство НПС и  аварийно-восстановительного пункта связались с Парабельским управлением и приняли меры по ограждению места аварии. Компрессорная станция прекратила подачу газа. Из Парабели и Томска прилетели руководители и специалисты соответствующих служб.

Созданный штаб пришёл к единому мнению – ждать выгорания газа в трубе, опасаясь при этом, что могут быть дальнейшие выбросы трубы из траншеи. К счастью этого не произошло. Через 8 часов факел погас. Появилась возможность приблизиться и увидеть последствие аварии. Взрывом из траншеи выбросило более 30 метров трубы.

Через трое суток трубопровод был восстановлен.

----------------------------------------------

Все о чём повествуется, взято мной из личных наблюдений и участия во многих событиях, в течение сорока лет. Может быть не очень скромно, но хронология их такова: 1956-1967 Молчановский леспромхоз- десятник, мастер, инженер по технике безопасности, технорук лесопункта. Вместе с этим выполнение общественных поручений -зам. председателя рабочего комитета профсоюза, секретарь комсомольской организации, член райкома ВЛКСМ.

1968-1972гг.- инструктор промышленно-транспортного отдела РК КПСС, зам. председателя районного комитета народного контроля, секретарь первичной парторганизации.

1972-1975гг.- председатель рабочего комитета профсоюза совхоза «Молчановский», зам. секретаря парткома.

1975-1990гг.- заведующий общим отделом Молчановского  райкома партии.

Май 1990- сентябрь 1991гг.- председатель контрольно-ревизионной комиссии районной партийной организации.

1991-1997гг.- заместитель директора по административно-хозяйственной работе Молчановской средней школы №2.

В сентябре 1997г. По семейным обстоятельствам был вынужден покинуть Молчаново.

Правда в 2010 и 2012 годах посещал район и, к большому огорчению, убедился в степени развала экономики.

P.S. С грамматикой не всё ладно.

По-стариковски уже много забыл.

Прошу прощения.

Л.И. Сурков

Июнь 2019г. Г. Подольск, Московская обл.

Tags: Россия, СССР, Томская область, интересно, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments