konrad1975 (konrad1975) wrote,
konrad1975
konrad1975

Category:

Цхинвали

Интересно, но многие в России вообщее ничего про Кавказ не понимают, для русского обывателя никакой существенной разницы между грузином, осетином, армянином, дагестанцем или другим кавказским народом нет, для русских это всё как бы один народ без существенных различий, хотя в реальности всё совсем иначе.
Кстати, "
До появления русских на Кавказе", это вовсе не появление русских как народа, руководили и управляли этим появлением "русских" немецкие цари, "русские" казаки были большей частью украинского происхождения (их сюда заселила немка София Фредерика Августа Ангальт-Цербская) и в значительной степени потомками смешавшимися с казаками местных народов, а "русская" армия состояла из насильно набраных в эту "русскую" армию настоящих русских максимум на треть, на две трети имперская армия состояла из людей финно-угорского и украинского происхождения, руководили всем этим немцы, а собственно русские там были меньшинством и ничего не решали.
---------------------------------------
Далее часть текста отсюда, там он гораздо больше:https://vakeli.livejournal.com/365945.html

… До появления русских на Кавказе, осетины владели только ущельями гор; вся же долина р. Терека до Редантсого поста, близь устья Ларского Ущелья, находилась во владении Кабардинцев, которые спускали осетин с гор только за плату. Заключённые в своих ущельях, выходы из которых были заперты, осетины были отрезаны от всего мира.

К концу XV в. территория, занимаемая осетинами, ограничивалась ущельями, образуемыми верхним течением Терека и его притоками. Испытывая острую земельную нужду, осетины начали переходить на южные склоны Кавказского хребта. Древние перевальные дороги, ведшие в бассейн Лиахви и к верховьям Риони, определили район, куда переселялись осетины – Шида (внутренняя) Картли — и где они попадали в зависимость от грузинских феодалов — князей Зедгенидзе-Амилахвари, Мачабели.

Далее — Цхинвали.

Этимология: от грузинского «рцхила» — граб и «вели» — земля, место, — т.е. «земля грабов».

В картлийских источниках село Крцхинвали Горийского моуравства (феода) синьории Саамилахваро впервые упоминается в конце XIV в.: «в Крцхинвали еврей Элиозидзе с его вотчиной» (Иммунитетная грамота мцхетских католикосских владений от 1392 года. ЦГИФ грузи список В № 1588)

Бедственное положение грузинских евреев после монгольского нашествия способствовало превращению их в крепостных. Сохранились многочисленные исторические свидетельства о крепостном состоянии грузинских евреев на протяжении почти 500 лет. В 1398 г. царь Александр преподнес бывшему патриарху грузинской церкви Диометию многочисленные дары, среди которых упоминаются 27 еврейских семей, крепостных царя, проживающих в селении Ганух.

В дальнейшем в связи со вторжениями Тимура, а затем турецкими и персидскими нашествиями, приведшими к разделению страны с конца 15 в. на три царства и пять владений положение грузинских евреев ухудшилось. Документы от начала 17 в. и до середины 19 в. свидетельствуют о многочисленных случаях продажи отдельных грузинских евреев, целых семей и групп и о передаче их одним владельцем другому в покрытие долга или в качестве дара.

В ходе бесчисленных войн, евреи, лишившиеся состояния и бежавшие в места, где им не угрожала опасность, вынуждены были искать покровительства местных феодалов. Ценой такого покровительства всегда было закрепощение.

Крепостные евреи делились на три категории: царские, помещичьи и церковные. Так как церковная зависимость являлась самой лёгкой, то большинство старалось по возможности избрать её. Так, к примеру, семья церковных крепостных из Цхинвали Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех повинностей.
Крепостные евреи занимались в основном сельским хозяйством, а также традиционными еврейскими ремеслами — ткачеством и крашением. Часть их занималась торговлей вразнос и другими отхожими промыслами.

Церковь способствовала интенсивному заселению расположенного на связывающем Северный Кавказ с долиной реки Куры торговом пути села Цхинвали еврейско-армянскими «монастырскими» людьми, получавшими «патент» на право торговли и занятие ремёслами с выплатой церкви определённой доли прибыли.

К середине XVIII в. еврейское население Цхинвали количественно доминировало над грузинским и армянским. За счёт прироста количества выкупивших себя из крепостной зависимости евреев торговля и ремёсла полностью перешли под контроль еврейской общины. Отдельные еврейские семьи скупали земельные участки в окрестностях (совр. сёла Тамарашени и Земо Хвити) и с успехом занимались сельским хозяйством.

К середине XIX в. окончательно сформировалась структура еврейской общины города, сложился средний класс — в Цхинвали евреи владели всеми мануфактурными магазинами, сапожным, скорняжным, шапочным, портняжным, кирпичным и пекарным производством. В Цхинвали были две пекарни по выпечке мацы, которая считалась лучшей во всей Восточной Грузии.

В 1890 году еврейская община пригласила посетить Грузию уроженца г. Ковно Абрама Хволеса (ученик Ковенского рабби Ицхака Спектора) и избрала приезжего ашкенази раввином Цхинвали.
Рабби Абрахам ха-Леви Хволес открыл в городе первую в Грузии талмуд-тору, организовал обучение девочек (революционная новация в среде грузинских евреев), выписав из Литвы преподавателей, владеющих ивритом. К концу XIX в. в Цхинвали насчитывалось шесть синагог.

Согласно учётной переписи городского населения от 1910 года из 900 дворов, составлявших жилые кварталы Цхинвали – 346 принадлежали евреям с числом жильцов в 2130 душ, 330 – грузинам – 1660 душ; 166 армянских дворов – 890 душ и 58 осетинских – 355 душ (или 42,3% - 33% - 17,7% - 8,8% соответственно).
«Ключевые» позиции в городе в начале XX в. занимали еврейские семейства — Манашерашвили, Элиашвили, Мамистваловы и Крихели.

Именитые евреи, выходцы из Цхинвали: публицист, деятель сионизма Н. Элиашвили (1893 – 1929; с 1925 в Эец-Исраэль), историк А. Крихели (1904 – 1974; с 1973 в Израиле), писатели Аврахам и Тамара Мамистваловы (с 1974 в Израиле), актёры Табу и Кимано Крихели.

Что добавить? В 1937 году в Цхинвали были арестованы и расстреляны девять хахамов, синагоги закрыты.

Блестящее культурное наследие осетин не привлекало должного внимания в «большой» империи вплоть до XIX в. — великороссам присуще, на мой взгляд, ничем не обоснованное, снисходительное отношение к малым народам.

Живительный интерес пришёл как всегда с Запада: в 1814 году Генрих фон Клапрот, немец, как можно догадаться, отметил в своём фундаментальном труде «Reise im Kaukasus und nach Georgien» связь устных осетинских преданий с эпическим наследием арийского Ирана. Только в 80-е годы XIXв. Российский этноисторик, знаток индоиранской культуры Всеволод Фёдорович Миллер подготовил и издал великолепный трёхтомник «Осетинских этюдов», позже, в 1904 появилось его же обзорное исследование сравнительной грамматики осетинского языка и уже после смерти учёного в 1927-34г.г. был издан осетино – русско – немецкий словарь в трёх томах, первый из которых составлен Миллером а остальные два А. Фреманом. На протяжении XX века осетинский язык и культура являлись предметом изучения ряда видных иранистов от сэра Гарольда У. Бейли до фанатично влюблённого в скифское наследие француза Жоржа Дюмезиля…

Tags: интересно, история, перепост
Subscribe

  • Советы для бедных

    1. Ничего в интернетах не пишите про политику. 2. Прикупите большой мешок сахара, к Новому году всё будет сильно дороже и скромные бумажки которые…

  • Началось

    Паниковский, пригнувшись, убежал в поле и вернулся держа в руке тёплый кривой огурец. (Ц) Началось. Прошли дожди и пошли грибы. Это я сегодня…

  • Селекция и отбор 2

    Только написал пост про селекцию и отбор в наших еб*нях и почти сразу встретилась информация о 50 самых высокооплачиваемых, извиняюсь за выражение,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments